8 нояб. 2012 г.

Советы по выбору велокомпьютера


Велокомпьютер - это специальное устройство, служащее для измерения параметров движения велосипеда, его пилота, а также других полезных функций необходимых для велосипедиста. Велокомпьютер состоит из электронного блока, крепящегося на руль, геркона, крепящегося на вилку и магнита, крепящегося на спицы переднего колеса, также существует возможность установки велокомпьютера на заднее колесо. Велокомпьютеры бывают проводные и беспроводные. Велокомпьютеры созданы главным образом для помощи велосипедистам во время тренировок. Большинство велокомпьютеров рассчитаны для рядового пользователя с минимальным и полезным набором функций, позволяя определить скорость и пройденное расстояние - это прерогатива самых дешевых велокомпьютеров. Более дорогие модели рассчитаны главным образом для велоэкспертов и профессиональных спортсменов, позволяя по крупицам определить показатели движения и прилагаемой мощности. 
велокомпьютер

Выбор велокомпьютера 

В зависимости от уровня и стоимости, велокомпьютер может иметь от 5 до 50 функций. Наиболее распространены велокомпьютеры с 5-11 функциями. Это самые дешёвые велокомпьютеры. Абсолютно все без исключения велокомпьютеры поддерживают измерение скорости и дистанции поездки. С ростом стоимости велокомпьютера, растёт и число его функций. Для начального уровня хватит велокомпьютера показывающего: скорость, максимальную, среднюю и текущую, Времени в пути, счётчика пройденной дистанции (одометр) и текущего времени. Более дорогие модели велокомпьютеров позволяют измерить каденс, пульс велосипедиста, для этого на грудь надевается специальный ремешок, который по радиосигналу передаёт показатели на экран велокомпьютера, термометр, альтиметр. Последние модели велокомпьютеров позволяют связываться с ПК и на экране компьютера отслеживать и сравнивать все показатели работы велосипедиста. Чем больше у велокомпьютера функций, тем сложнее им управлять, что несколько усложнит управление, ввиду малой диагонали дисплея устройства. Поэтому перед покупкой велокомпьютера нужно уяснить, какие именно функции при езде будут востребованы и с этими знаниями приступать к выбору компьютера.
Также перед выбором велокомпьютера необходимо определиться какой именно велокомпьютер купить: проводной или беспроводной. И те и те имеют как преимущества, так и недостатки. Проводные велокомпьютеры дают более чёткие показания и меньше подвержены сбоям и имеют более компактные размеры гекона и магнита. В то же время огромным недостатком можно выделить провода, которые при наличии 2 геконов солидно обвивают раму и перья, к тому же при неосторожном обращении провод можно повредить. Беспроводные велокомпьютеры несколько с замедлением передают сигнал, подвержены радиопомехам, в особенности при езде по городу, где передаётся большое количество радиосигналов и при езде вблизи ЛЭП и трамвайно-троллейбусных линий. Имеют гораздо большие размеры гекона, магнита и собственно самого компьютера, в гекон необходимо устанавливать батарейку. Даже самые последние и дорогие модели беспроводных велокомпьютеров подвержены помехам, от этого никуда не деться.
В дорогих моделях велокомпьютеров используется множество функций и диагональю дисплея около 5 сантиметров. Цветной дисплей потребляет большое количество энергии аккумулятора и компьютера хватает не на долго, его нужно постоянно подзаряжать или носить сменный аккумулятор, в условиях города он Вам подойдёт, а вот при поездке в велопоход, где нет источников подзарядки он вскоре окажется ненужным. Поэтому для длинных поездок лучше использовать велокомпьютеры с монохромным дисплеем, его хватит на большее время, если нет необходимости использовать навигатор, практически во всех современных моделях велонавигаторов используется цветной дисплей. Немаловажной функцией можно выделить подсветку дисплея, особенно это касается любителей ночных велопокатушек. Выбирая велокомпьютер стоит обратить внимание и на размер дисплея, чем он больше, тем проще следить за показателями работы и большее количество функций можно увидеть на экране одновременно. Также немаловажным фактором является защита от воды- корпус должен быть  надежно загерметизирован. Существуют модели полностью герметичные, которым не страшна влага, а также влагонепроницаемые, которые обеспечивают сохранность прибора при езде в дождь, если велокомпьютер не защищён от влаги, его лучше не покупать, так как он быстро выйдет из строя. Высокая цена устройства ещё не означает, что велокомпьютер лучше тех моделей, которые стоят дешевле, зачастую цена велокомпьютера варьируется от количества встроенных функций. Выбирая беспроводные модели велокомпьютера стоит обратить внимание на дополнительный ремешок на руку, чтобы носить велокомпьютер не только на руле, а и на руке. 
Наручный беспроводной велокомпьютер
При выборе велокомпьтера особое внимание стоит уделить крепёжной системе. Если Вы предполагаете часто снимать велокомпьютер с велосипеда - выбирайте модель с специальной платформой, которая крепится на руль, а само устройство можно легко присоединить к платформе и также легко его извлечь. Датчики должны быть надёжно закреплены в своих положениях, поскольку небольшой сдвиг, даже на несколько миллиметров уже будет давать сбои в измерении параметров. 
При выборе беспроводных моделей велокомпьютеров, не стоит отдавать предпочтение самым дешёвым вариантам этих устройств, так как у недорогих беспроводных велокомпьютеров очень высокая погрешность отображаемой информации.

Возникновение велокомпьтера

В 1895 году Куртис Хассей Ведер изобрел прародителя велокомпьтера - велосипедный спидометр, это было механическое устройство, которое учитывает число оборотов колеса велосипеда и выводит текущую скорость на табло, которое крепилось на руль и имело, не малые размеры. Изобретение имело большую популярность в начале 20 века и многие изобретатели начали копировать устройство Ведера и создавать свои образцы. С течением времени велосипедный спидометр мог уже выдавать велосипедисту текущую скорость и пройдённое расстояние.

Устройство велокомпьютера

Набор проводного велокомпьютера

Современный велокомпьютер имеет небольшие габариты, состоит из электронного блока, который крепится на руль. На вилке крепится геркон, который возбуждается магнитом, установленным на спице переднего колеса. К геркону от самого устройства тянется провод, по которому от него на экран велокомпьютера поступают данные. Немаловажной функцией является также и датчик каденса, для этого дополнительный магнит крепится на шатуне. Питается от велокомпьютер от батарейки.
В беспроводной модификации велокомпьютера показатели с геркона подаются на устройство с помощью радиосигналов. Беспроводные модификации велокомпьютеров очень удобны. Крепить его можно не только на руль, а в любое другое удобное место, не обременяя себя проводкой, зачастую беспроводные модификации велокомпьютеров имеют крепление на руку, как обычные электронные часы, которые можно использовать в повседневной жизни. Аккумулятора установленного в велокомпьтере, как правило хватает на 3 месяца активного использования или на пол года, если устройство используется реже. Современные велокомпьютеры имеют резервное питание, позволяющее заменить батарею без потери показателей.

Настройка велокомпьютера

Приобретённые велокомпьютер, прежде чем устанавливать его на велосипед необходимо настроить. Для этого необходимо измерить длину окружности колеса и занести эти данные в велокомпьютер, это необходимо для того, чтобы компьютер показывал верные данные. Основной расчёт велокомпьютера состоит в измерении количества оборотов колеса и времени за которое они совершаются. Для измерение каденса, второй геркон устанавливается на раме, а магнит фиксируется на шатуне. Расстояние между герконом и магнитом должно быть 1-3 мм, при прохождении магнита рядом с герконом замыкается электрический контакт и данные поступают на экран. Расстояние должно быть максимально меньшим, для лучшей работы считывающего устройства, в то же время магнит и геркон ни в коем случает не должны тереться друг о друга. Если же в комплекте велокомпьютера отсутствует второй датчик геркон, зачастую каденс измеряется путём пересчёта скорости вращения колеса с введённым в велокомпьютер передаточным отношением. 
Каденс - это частота вращения педалей велосипеда. Наиболее оптимальный каденс составляет 80-120 оборотов в минуту. 
Для этого требуется специальная программа, устанавливаемая в велокомпьютере. Показания велокомпьютера зависят от давления воздуха в переднем колесе, немного спущенные покрышки уменьшают радиус колеса и оно делает больше оборотов за единицу времени, вследствие чего велокомпьютер начинает выдавать несколько преувеличенную скорость движения, также если переднее колесо повреждено и имеет т.н. "восьмёрку", оно проходит большее расстояние чем сам велосипед и компьютер также может выдавать неверные сведения.
Большинство велокомпьютеров передают показания текущей скорости на экран с запаздыванием в несколько оборота колеса, потому как считывание показаний с геркона происходит один раз за оборот. После резкой остановки велокомпьютер ещё несколько секунд выводит на экран информацию о движении велосипеда.
В более дорогих моделях велокомпьютеров, информация о положении, скорости и высоте определяется с помощью GPS и альтиметра, после поездки можно подсоединить велокомпьютер к компьютеру и можно посмотреть на карте пройденный маршрут, скорость, потраченные калории, частоту пульса, каденс и другие функции, которыми наделён велокомпьютер. Перед поездкой в велокомпьютер с функцией GPS можно загрузить путевые точки, показывающие предполагаемый путь и помогающие при ориентировании на незнакомой местности. Велокомпьютер будет вести велосипедиста от точки до точки, не позволяя ему сбиться с запланированного пути. Велокомпьютеры с функцией GPS предоставляют велосипедисту весь набор функций обычного GPS навигатора. Самым большим недостатком таких устройств является относительно малое время работы, от 8 до 15 часов. Проблему удастся решить только с помощью сменных аккумулятров. Также из недостатков таких моделей можно выделить большую цену за эти устройства.

Функции велокомпьютера

Основные функции

  • Скорость: текущая, средняя, максимальная.
  • Дистанция поездки
  • Каденс: текущий, средний, максимальный.
  • Пульсометр: текущий, средний, максимальный. Тренировочные зоны, звуковой сигнал при переходе между зонами, графическое отображение тренировочных зон, счетчик калорий.
  • Другое: время езды, дата и время, секундомер, таймер, будильник, атмосферное давление.
  • Температура: текущая, минимальная, максимальная.
  • Высота над уровнем моря: текущая высота, текущий градиент уклона или подъема, %, скорость спуска или набора высоты.

При передвижении по горной местности:

  •     Дневной набор высоты
  •     Максимальная высота
  •     Расстояние, пройденное в гору
  •     Время езды в гору
  •     Средняя скорость в гору
  •     Скорость набора высоты
  •     Максимальная скорость набора
  •     Средняя крутизна подъема
  •     Максимальная крутизна подъема

Общие функции

  •     Общая дистанция
  •     Общее время в пути
  •     Общий набор высоты
  •     Максимальная высота
  •     Общая дистанция в гору
  •     Общее время езды в гору
  •     Общая потерянная высота
  •     Общая дистанция с горы
  •     Общее время езды с горы
  •     Общий счетчик калорий 
  •     Автоматический старт/стоп
  •     Подсветка
  •     Энергонезависимая память

Работа с ПК

  •     Передача данных по USB
  •     Док-станция
  •     Загрузка настроек на велокомпьютер
  •     Память нескольких поездок
  •     Запись логов
  •     Регулируемый интервал сохранения
  •     Путевые точки
  •     Менеджер синхронизации
  •     Индивидуальный анализ содержимого памяти велокомпьютера
  •     Сравнение данных с двух велокомпьютеров
  •     Выдача общих значений
  •     Печать сводных таблиц
  •     Графический анализ данных
  •     Анализ распределения тренировочных зон
  •     Анализ логов

Полезные функции велокомпьютера:

  • Термометр - особенно актуален в зимнее и летнее время, в большинстве моделей минимальная температура, которую показывает термометр составляет -10°C, у более совершенных моделей до -24°C.
  • Альтиметр - позволяет определить высоту нахождения над уровнем моря и по окончании поездки произвести расчёт набранной высоты при подъёме или спуске.
  • Счётчик каденса - позволяет определить частоту вращения педалей, устройство очень полезно, в особенности для новичков. Для лучшей работы на велосипеде нужно использовать средний каденс в районе 80-120 об/мин, при более низком каденсе могут со временем развиться всевозможные болезни, в том числе и артрита коленного сустава, это же актуально и при более высоком каденсе, когда ноги забалтываются.
  • GPS-навигация - позволяет определить местоположение, просмотреть карту, настроить маршрут и т.д.
Велонавигатор
Полезные функции велокомпьютера перечисленные выше для многих любителей оказываются не востребованными, так как приборы с этими функциями имеют высокую стоимость, ими очень не просто управлять на ходу, ввиду большого количества функций, устройства с ними имеют малое время работы, аккумулятор придётся заряжать перед каждой поездкой, да в добавок к этому носить запасной. По мнению большинства - это дорогие ненужные игрушки, которые выбирают для себя продвинутые велосипедисты.
Виктор Смирнов Copyright © www.worldvelosport.com Все права защищены

7 комментариев:

  1. Анонимный19.12.12

    Здравствуйте Виктор Смирнов.
    Благодарю за информацию http://www.worldvelosport.com/2012/11/velocomputer.html.
    Я Бочаров Владимир и мой адрес:bvnmosc@Gmail.com
    Я хочу купить велокопьютер с обязательной функцией,показываемой во время езды,уклона(% при спуске и подъёме).Также коппьютер должен отображать частоту ритма сердца и основные велосипедные функции.Кроме того дисплей должен иметь размер >7см по диагонали( с большими знаками на экране).Навигатор GPS-не нужен.
    Стоимость ~5000-7000 руб.
    Жду ответа.19.12.2012г.
    на эране

    ОтветитьУдалить
  2. @Анонимный
    Подборка отправлена Вам на указанную электронную почту.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный1.1.13

    Я,Бочаров В.подборку по велокомпьютерам прочитал и проверил по инструкциям по эксплуатации этих моделей -не измеряют текущее значения уклона в % или градусах.
    Ответ отправил по эл. почте ...@Gmail.com
    За 11390 руб.см. В.К. Sigma Sport Rox 9.1-измеряет тек.уклон.для меня -дорого.
    С Новым 2013 Годом!

    ОтветитьУдалить
  4. @Анонимный
    Вы видимо не совсем знакомы с такими понятиями, как "альтметр" и "градиент". Подробный ответ у Вас на почте.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный6.1.13

    Вигуру! Ознакомтесь с понятиями "текущий уклон",котрый нужен на дисплее,когда гонщик лезет в гору или спускается с перевала.На международных ш.гонках иногда неправильно применяют слово "градиент"=перепад(высот) на который гонщику наплевать,как на температуру(ветровка есть),влажность(стоит дождевая резина)
    В праилах ГИБДД нет понятия градиеннт,а уклон есть.А давление,которое измеряет альтиметр=барометр гонщик пока определяет по нехватке О2.Альтиметр нужен туристам,альпинистам.
    Когда я лезу на гору Ай-Петри,то вдоль шоссе стоят столбы с указанием уклона " хх %".
    Виктор Смирнов объясните Вигуру ,чем велогонщик отличается от туриста-альтиниста,которому неплохо бы знать давление(альтиметр)на какую он забрался высоту от уровня моря. Я надеюсь,что велогонщики уровня Алесндра Винокурова имеют велокомпьютеры получше чем Sigma Sport Rox 9.1.(пульс,f-та вращения педалей и даже навигатор).
    Б.В.Н.

    ОтветитьУдалить
  6. Во первых не Вигур, а Вигор. Во вторых Вигор – это я, Виктор Смирнов. В третьих Александр Винокуров использует велокомпьютеры Polar, на которые, судя по всему, у Вас не хватает средств, так как такие гаджеты стоят не один десяток тысяч рублей.
    Ну и в четвёртых, когда вы взбираетесь на гору Ай-Петри вдоль шоссе стоят столбы с указанием уклона дороги в %.
    Уклон дороги — относительное превышение одной точки продольного (поперечного) профиля дороги над другой, определяемое как отношение превышения к горизонтальному расстоянию между двумя точками. К примеру уклон 10% - это отношение высоты подъёма в 10 метров к горизонтальной проекции дороги длинной 100 метров.
    В геометрическом смысле - это тангенс угла подъёма дороги.
    Чтобы перевести уклон из процентов в градусы надо уклон дороги в процентах разделить на 100 и полученную величину посмотреть в таблице Брадиса в разделе Тангенсы.
    Таблица Брадиса:
    http://uchim.org/matematika/tablica-bradisa
    Уклон дороги по научному измеряется в промилле, в среде велогонщиков принято его измерять в градиентах. Это не я придумал. Если не верите можете покопаться в Googleили же почитать, что пишут на велофорумах.
    Как высчитывается градиент дороги? Обсуждение на велофоруме
    http://forum.velomania.ru/archive/index.php/t-97062.html
    Давайте на этом закончим нашу дискуссию, т.к. мне совсем не интересно тратить время на объяснение матчасти, для этого существуют Гугл, Википедия и велофорумы. Если будут вопросы по существу – пишите.
    Виктор Смирнов.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный8.1.13

    Мне надо купить велокомпьютер с функцией измерения текущего значения уклона в %,а не спор по тригонометрии и квантовой физике(не по существу).
    Сообщите на сайте(или мне) ,если обнаружите Руководство пользователя велокомпьютера VDO-Z3 на русском языке(раздел 8.Высотные параметры настройки функции-машинный перевод нельзя понять).
    Спасибо за консультации Вигор! Б.В.Н. финиш!

    ОтветитьУдалить

 
worldvelosport.com - велоспорт, новости, велогонки, велосипеды. Copyright © 2012. - All Rights Reserved. При копировании гиперссылка обязательна! Дизайн от blogger.com.md