12 авг. 2012 г.

Интересное о велосипедах

Вернуться в раздел Велосипеды
Смотреть статью Деревянный велосипед
Смотреть статью Японский робот велосипедист
Смотреть статью Столетний француз установил мировой рекорд в своей возрастной категории
Смотреть статью Мир пересаживается на велосипеды
Смотреть статью Как правильно выбрать велосипедную экипировку
Смотреть статью Ужесточение прав велосипедистов в России
Смотреть статью Секреты питания профессиональных велогонщиков
Смотреть статью Электрический велосипед Audi E-bike
Смотреть статью Дискриминация велосипедисток в КНДР
Смотреть статью Александр Осипов пересечет Австралию на велосипеде

ВЕЛОСИПЕД - безмоторное колесное транспортное средство, предназначенное для передвижения на значительные расстояния, активного отдыха и спортивных соревнований.

Различают шесть основных видов велосипедов: гоночные (шоссейные и трековые), туристские, горные, смешанные горно-туристские, дорожные и специальные.

Типы велосипедов

Гоночные велосипеды. Это самые легкие велосипеды, конструкция которых рассчитана на гонки по шоссейным дорогам либо по специально построенным трекам. Велосипеды для шоссейных гонок могут быть разной массы в зависимости от использованных конструкционных материалов, но обычно они весят около 9кг. Масса же трековых гоночных велосипедов, лишенных тормозов, переключателей скоростей и других второстепенных узлов и деталей, может составлять всего 7кг.

Туристские велосипеды. Раму туристских велосипедов для повышения прочности и комфортности, как правило, делают из легкой хромалюминиевой стали или алюминиевого сплава. Масса велосипеда обычно составляет 9-11 кг, колесная база — средняя (для большей устойчивости), передаточные отношения достаточно низкие для легкого педаляжа на дорожных подъемах с грузом туристского снаряжения. Руль может быть либо опущенным, либо приподнятым. Колеса обычно с ободами из прочного алюминиевого сплава, довольно толстыми спицами, рассчитанными на повышенную туристскую нагрузку, и шинами средней ширины, обеспечивающими хорошую управляемость и движение по неровной мостовой и грунтовым дорогам. Седло может быть любой конструкции, обеспечивающей удобство в длительных поездках. Туристские велосипеды обычно оборудуются педалями с туклипсами, рассчитанными на обувные зацепы, или без туклипсов, что позволяет прилагать к педалям большее усилие на дорожных подъемах. Число передач — от 18 до 24, с низкими передаточными отношениями для пересеченной местности. На рамах обычно предусмотрены багажники и крепления для двух-трех бутылок с водой и для насоса, а также ушки возле колесных втулок для фиксации каркасных боковых багажных сумок.

Горные велосипеды. Горный велосипед, завоевавший широкую популярность, принес с собой новые виды спортивных соревнований и туризма. Хотя вначале горные велосипеды выпускались с туристской формой рамы, вскоре стала преобладать более верткая гоночная конструкция. Поскольку на сильно пересеченной местности велосипедист выравнивает нагрузку на велосипед и управляет им в основном смещением корпуса и бедер назад или в сторону (изменяя тем самым положение центра тяжести), для горного велосипеда лучше подходит несколько меньшая рама,нежели для туристского. Число передач такое же, как и у туристских велосипедов (18-24), с упором на низкие передаточные отношения. Колеса горных велосипедов могут быть очень широкими, шины — с крупными, рельефными грунтозацепами и пониженным давлением дляувеличения сцепления с неровностями дороги.

Горно-туристские велосипеды. В конце 1980-х годов у любителей велосипедных прогулок и велосипедного туризма, а также у жителей пригородного пояса,ежедневно ездящих в город на работу, огромным успехом стал пользоваться велосипед, в котором объединены конструктивные особенности, с одной стороны, горного велосипеда (в частности, усиленные рычажно-клещевые тормоза и форма рамы), а с другой — туристского (шины промежуточной ширины и промежуточного давления и крепления для багажных сумок). Такой велосипед смешанного типа имеет, как правило, опущенный или нормальный руль и три передачи с тремя разными ведущими звездочками. Велосипед смешанного типа многие считают идеальным велосипедом общего назначения для езды как по дорогам, так и по бездорожью (на умеренно пересеченной местности), поскольку он, подобно горному велосипеду, хорошо управляем на влажной почве и галечном грунте, имеет малую массу и легок на ходу при езде по шоссе. Иногда подобные велосипеды называют городскими или пригородными.

Дорожные велосипеды. Универсальные дорожные велосипеды обычно имеют одну, три или пять передач. К этой категории относятся и некоторые детские велосипеды. Их масса часто превышает 14кг, рама длинная с удлиненными изогнутыми концами перьев передней вилки (для смягчения ударов колеса о неровности дороги), руль приподнятый или нормальный. Седло обычно широкое, пружинное, мягкое с кожаным или виниловым чехлом. Дорожные велосипеды, как правило, недороги, достаточно комфортны для поездок на небольшие расстояния и не требуют особого ухода.

Специальные велосипеды. Существует много разных типов специализированных велосипедов. Хотя они и не так распространены, как обычные велосипеды рассмотренных выше типов, каждый из них занимает свою важную нишу.

По статистике Организации Объединенных Наций велосипед — одно из самых распространенных транспортных средств. Только в Японии и Китае, по данным последних лет, насчитывается 120 млн. педальных машин. А всего на земном шаре — 400—500 млн. Это намного больше, чем легковых автомобилей, число которых достигает 300 млн.  Проект первого велосипеда — машины для езды, колеса которой приводятся в движение ногами с помощью педалей, предложил еще в 1495 г. великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал со всеми современными подробностями этот двухколесный механизм, всем теперь известный и привычный. Но об этом рисунке люди узнали только в конце 19-го в., спустя много лет после того, как в Германии лесник Дрейз придумал в 1817 г. свою модель двухколесной тележки, которую назвали «бегунком Дрейза». Его машина было деревянная, имела два равных по высоте колеса и седло между ними, но цепной передачи еще не было, и передвигались на ней, отталкиваясь ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом — ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога». Передвигаться на нем было неудобно. Седока трясло. И этот «костотряс» уступил место «пауку». Так называлась машина по множеству спиц в колесе. Почти 20 лет просуществовал этот «паук», пока ему на смену не пришла, наконец, машина, которая своим устройством и внешним видом напоминала уже современный велосипед.

Обзор рынка велосипедов Украины


Рынок велосипедов в Украине развивается очень быстрыми темпами. Катализаторами этого процесса являются увеличение совокупного чистого дохода населения, рост численности украинцев среднего класса и осознание преимущества здорового образа жизни и активного отдыха. Спрос на самые разные велосипеды огромен. Велосипеды предлагаются на любой вкус. Фирмы-производители можно разделить на несколько основных категорий это старейшие европейские фирмы, крупнейшие американские концерны, известные международные фирмы, истоки которых находятся в Азии; украинские фирмы, старые и которые недавно появились на рынке.
Продукция, выпускаемая предприятиями украинской велопромышленности - это в основном недорогие дорожные, складные, детские и т.п. велосипеды. Покупка подобного велосипеда - вполне разумный выбор при ограниченности бюджетa, выделенного на покупку. Многие велосипеды иностранных фирм только выглядят привлекательно, на самом деле они уступают нашей продукции и все их "красивости" могут быстро сломаться, что обычно и делают.
Несмотря на то, что велосипед является более древним транспортным средством по сравнению с автомобилем, использование велосипеда сегодня считается признаком прогресса - в первую очередь, в контексте мировой экологии. Как в Европе, так и в Азии велосипедисты считаются полноценными участниками дорожного движения наравне с автомобилистами и пешеходами. Повсеместно в Европе существуют отдельные полосы для велосипедистов, вдоль дорог стоят схемы велосипедных маршрутов. Транспортные пробки любого мегаполиса приводят к активному использованию велотранспорта.
Пользователей велосипедов можно условно разделить на несколько основных групп. Это малыши, подростки, взрослые любители комфортных велосипедных прогулок, активные увлечённые любители велосипеда, велосипедисты, спортсмены, туристы.
Ведущие производители предлагают широкие модельные ряды велосипедов. Их огромное разнообразие (и моделей и производителей) стремится к удовлетворению спроса всех желающих.
Для малышей производятся велосипеды со съёмными дополнительными колёсами, которые обеспечивают устойчивость, при желании они могут быть демонтированы. Большой популярностью пользуются складные подростковые велосипеды - они комфортны при езде, настраиваются по росту и удобны при хранении и перевозке.
Для любителей комфортного катания на потребительском рынке предлагаются велосипеды с удобной посадкой и наличием комфортного широкого седла.
В современном велосипедном мире существует множество спортивных дисциплин и модных направлений и стилей. Им соответствуют определенные типы и классы велосипедов. Среди них можно выделить три основных класса: горный велосипед, BMX, шоссейный велосипед.
В середине 70-х годов в США получило распространение катание на велосипедах в горах. Имеющиеся велосипеды не совсем подходили для этого, и для облегчения езды в таких условиях мелкотиражными партиями стали изготавливать специальные велосипеды. В первую очередь их отличали широкие колеса чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра. Также изготавливались рамы особой геометрии, каретка для езды по пересеченной местности была приподнята и их отличала повышенная прочность. Чуть позже от мелкотиражных ручных изделий перешли к массовому многомиллионному выпуску современных горных велосипедов (MTB). В связи с тем, что горные велосипеды эксплуатируются в очень сложных условиях, многие новинки появились именно здесь. В отличие от лыжного слалома, поклонники скоростного спуска на велосипедах предпочитают носиться с гор, заросших лесом и, желательно, отличающихся как можно более исковерканным рельефом. С технической точки зрения этот вид байкерского спорта предъявляет максимум требований как к велосипеду, так и к седоку.
Шоссейные велосипеды предназначены для скоростного передвижения по качественному асфальту. Как и в случае с горными велосипедами, апогея своего развития шоссейные велосипеды достигают в спорте. Вот только цели здесь совсем иные. Буквально все сделано для того, чтобы развить максимально высокую скорость на гладком, как стекло, асфальте. Рамы таких велосипедов отличаются предельной жесткостью и лишены амортизаторов, седло поднимается как можно выше; руль изогнут и опускается как можно ниже. Для снижения сопротивления воздуха на некоторых моделях велосипедов применяются даже трубы специальной обтекаемой формы. Колеса шоссейных велосипедов "обуваются" в тонкие и легкие слики (покрышки без протектора) - для того, чтобы снизить трение качения. Но основная цель конструкторов таких велосипедов - снижение их массы. Создатели шоссейных байков пытаются экономить вес везде, где только возможно. Экономят и на колесных спицах, и более точно прорабатывая форму. Общий вес велосипеда иногда не достигает и 7 кг.
Городские (citybike) велосипеды тоже относятся к шоссейным велосипедам. Из названия видно, что они предназначены для езды по городу, и здесь приоритеты отданы комфортности передвижения и простоте обслуживания. Городской велосипед очень похож на всем известный "дорожный". Что касается любительских шоссейных велосипедов, то здесь вопрос о массе так остро не стоит. Но основные тенденции сохраняются: большие колеса с практически гладкими узкими покрышками; легкая и жесткая рама без подвесок, рассчитанная на горизонтальную посадку; специфический подбор "звездочек", которые предназначены для продолжительного движения с высокой скоростью. А на некоторые модели прогулочных дорожных велосипедов последнего поколения стали устанавливать передние вилки с амортизаторами с небольшим ходом, что позволяет улучшить плавность хода, не вызывая сильной раскачки велосипеда.
"Туристы" предназначены для туризма, причем речь может идти как о загородных поездках на один-два дня, так и о многодневных трансконтинентальных автономных путешествиях. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но также имеют ряд отличий. Во-первых, рамы имеют большую базу, это делает такие велосипеды более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться на них с грузом. Нередко туристы выбирают велосипеды для кросс-кантри и снабжают их дополнительными аксессуарами, багажниками, велосипедными сумками, крыльями и щитками.
BMX - отдельный класс велосипедов, появившийся относительно недавно и мгновенно завоевавший огромную популярность у "продвинутой" молодежи. Кстати, BMX-модели произвели в велосипедном мире что-то вроде революции и перевернули в умах людей представление о велосипеде исключительно как о транспортном средстве. Началось же все с веломотокросса, который и дал название этому классу машин (BikeMotorCross). По сути, это то же самое, что мотокросс, но на велосипедах. С появлением BMX начали развиваться и другие виды экстремального велоспорта. С виду эти маленькие байки рассчитаны на детей, однако на них с успехом катаются и люди большого роста. Благодаря небольшим габаритам и массе модели BMX позволяют проделывать невероятные трюки где угодно. Впрочем, в техническом смысле велосипеды BMX достаточно примитивны. Рамы - только hardtail из прочного хромомолибденового сплава; передняя вилка жесткая; никаких переключателей скоростей, а зачастую отсутствует и передний тормоз.
Так называемые "круизеры" в велосипедной классификации - самостоятельный вид байков. Благодаря широким покрышкам, вертикальной посадке и увеличенной колесной базе езда на таком велосипеде превращается в сплошное удовольствие. А изогнутый руль и вынесенное далеко вперед переднее колесо моментально выделяют такой велосипед из любой, даже самой пестрой толпы двухколесных машин.
Тандем (tandem) - велосипед, рассчитанный на езду вдвоем (с посадкой друг за другом). Они выпускаются трех основных типов: для шоссе, горные тандемы, тандемы в концепции гибридов. Но поскольку спрос на подобные машины невелик, предлагают их далеко не все производители. Тандемы, так же как и одноместные байки, бывают шоссейными и внедорожными.
Активные увлечённые любители велосипеда, как правило, выбирают то или иное направление велосипедного спорта, исходя из собственных пристрастий, моды, бюджета и т. д. Чем стиль катания более спортивный, тем более профессиональный требуется велосипед. Выбор велосипеда для ребенка не так уж и прост, всё зависит от его возраста. Детям 3-4 лет лучше купить трехколесный велосипед. И тут тоже существует много вариаций. Желательно чтобы на велосипеде была ручка для родителей, которая даст возможность использовать велосипед в качестве коляски. Для детей постарше и подростков выбор велосипедов становится значительно шире, можно купить и модель для взрослых, главное чтобы высота рамы подходила по росту. Главное для правильного велосипеда, чтобы он выдерживал все предполагаемые погодные условия и нагрузки при езде.
Любая узкоспециализированная модель велосипеда, попав в несвойственную ей "среду обитания", оказывается беспомощной. Велосипед для скоростного спуска карабкается на подъем с большим трудом, а легкий шоссейный байк, предназначенный для движения по гладкому асфальту на высокой скорости, плохо справляется с бездорожьем даже средней тяжести; да и передаточное отношение шестеренок не позволит вскарабкаться на крутую горку. Вот почему для большинства начинающих велосипедистов (а также тех, кто хочет кататься на одном байке и в городе, и по бездорожью) можно порекомендовать универсальные велосипеды. Такие велосипеды, как правило, комплектуются жесткой рамой и передней вилкой с амортизатором, обладающим небольшим ходом. Амортизатор уменьшает тряску при езде по пересеченной местности и одновременно обеспечивает достаточно стабильное движение по асфальту.
Шлем является главным элементов экипировки любого велосипеда. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято. По американской статистике более 90% процентов погибших велосипедистов были без шлема. Шлемы делятся на три основные группы: шлемы для MTB, для шоссе и так называемая спортивная группа. Используемые конструктивные решения (количество прорезей, способ крепления шлема на голове и т.п.) в первую очередь зависят именно от того к какой группе он относится. В шлемах для MTB оптимизируется степень защиты. Они бывают как  традиционными, так и с "забралом"/"челюстью" (иногда съемным), защищающим ваше лицо и зубы и обеспечивающим максимальную степень защиты. В шлемах для шоссе оптимизируется аэродинамика, вес. Спортивная группа занимает промежуточное положение, то есть такие шлемы наиболее универсальны, но они не предполагают участия в шоссейных гонках или занятие триалом.  Шлемы расcчитаны на одно серьезное падение, после него его надо заменить.
Если вы предполагаете активно ездить не только по дорогам, то помимо шлема имеет смысл использовать и дополнительную защиту, это оградит вас от возможных травм. Какую защиту использовать, зависит от стиля вашего катания. В первую очередь речь идет о защите кистей, локтей и коленей. Оптимально что бы в качестве защиты выступала специализированная велоодежда и велозащита (часто они совмещены). Она шьется из специальных тканей и содержит специальные жесткие или полужесткие вставки. Для занятий наиболее травматичными видов велоспорта желательно использовать полную защиту, то есть должны быть защищены руки, ноги, грудная клетка (с помощью специального "панциря").
Рынок велосипедов в Украине начал формироваться относительно недавно и в связи с этим имеют место некоторые перекосы. Так, если горный велосипед имеет достаточно многочисленную и энергичную группу поклонников, то, например, гибриды появились в продаже в самое последнее время и пока не заняли свою нишу среди поклонников велосипеда, так как они совмещают в себе концепцию как горного так и шоссейного велосипеда и предназначены для комфортного движения в разных условиях (речь прежде всего идет о движении по любым дорогам, как в городе там и за городом).

 Достоинства велосипедов


Жителям многих стран эти удобные машины служат основным видом транспорта. Рабочие спешат на велосипедах к заводам и фабрикам, ученики — в школу, домохозяйки — в магазин, на рынок. Какие только не делают теперь велосипеды. Есть велосипеды, легко помещающиеся в багажник автомобиля. Есть складные. За считанные секунды их можно разобрать на две половинки и с такой же быстротой вновь собрать. Есть велосипеды-малоколески. На них удобно ездить в современном городе, где полно автомашин. Понадобится, велосипедист слезет со своих крошек-колес и вместе с машиной продолжит путь в трамвае, троллейбусе, автобусе. Есть велосипеды грузовые, с прицепной коляской, на них перевозят грузы до нескольких десятков килограммов. На других доставляют почту. Есть теперь даже трехколесные велосипеды для взрослых. Они созданы специально для пожилых людей. На детских велосипедах многие начинают кататься, едва научившись ходить, для школьников приобретают подростковые велосипеды. В спортивных состязаниях по шоссе (шоссейная гонка) и по бетонированным закругленным дорожкам специального велосипедного стадиона — велотрека — используют легкие и прочные гоночные велосипеды. На них гонщики развивают скорость более 60 км в час. На некоторых гоночных велосипедах — тандемах — по 2 седока. Тандемы позволяют мчаться еще быстрее. Существуют водные велосипеды. Гонщики в разноцветных майках и защитных шлемах достигают иной раз скорости свыше 100 км в час.

Основными достоинствами велосипедов являются:

-маневренность;

-экологичность;

-экономичность;

-стильный, модный, молодежный вид транспорта.


Недостатки велосипедов

Недостатками велосипедов можно считать низкую скорость передвижения, травматичность, незащищенность со стороны автомобилистов, которые так и норовят сбить велосипедиста, недостаточное финансирование правительства для создания на дорогах велодорожек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 
worldvelosport.com - велоспорт, новости, велогонки, велосипеды. Copyright © 2012. - All Rights Reserved. При копировании гиперссылка обязательна! Дизайн от blogger.com.md