Мир пересаживается на велосипеды |
Как сообщает Корреспондент - мир пересаживается на
велосипеды, спасая собственное здоровье и экологию, - вслед за
европейцами тенденцию подхватили даже автомобильные американцы. К
тренду надеются присоединиться украинцы. Австралийский программист Байрон Кидд уже 16 лет работает в Токио
и ежедневно добирается на работу на велосипеде - по 10 км в одну сторону. По
его словам, двухколесный транспорт - неотъемлемая часть жизни 32-миллионного
мегаполиса. Как, впрочем, и всей страны, где на 126 млн человек приходится 85
млн велосипедов.
“Мамы отвозят детей в детсад на велосипедах, домохозяйки ездят
за покупками, бизнесмены - от дома до ближайшей станции метро, а для людей в
возрасте существуют велосипеды с тремя колесами”, - делится наблюдениями
программист. По его словам, в японском языке даже есть специальное название для
байка с детскими местами - “мама-чари”.
Токио занимает
четвертое место в мировом рейтинге самых дружелюбных городов для велосипедистов,
составленном датской компанией Copenhagenize Consulting, специализирующейся на
развитии велоинфраструктуры. Высокое место азиатского мегаполиса, пропустившего
вперед лишь европейцев - Амстердам, Копенгаген и Барселону, - демонстрирует
общемировую тенденцию.
Сегодня вслед за традиционными лидерами велодвижения -
Нидерландами, Германией и скандинавскими странами - благодаря усилиям и
финансовым вливаниям местных властей велосипеды становятся будничным
транспортом во многих крупных городах мира, столкнувшихся с проблемами пробок,
загрязнения воздуха и перенаселенности.
Пересаживаются на велосипеды и в исконно “автомобильных” странах
вроде США - в НьюЙорке, Портленде и Миннеаполисе количество велопоездок выросло
за минувшее десятилетие вдвое-втрое.
Стремление пересесть на байки объяснимо: согласно данным европейского
информационного проекта PRESTO (Популяризация велосипеда как ежедневного транспорта
для каждого), велосипедист, трижды в неделю проезжающий по 6 км, здоровее человека,
который младшего его на десять лет, но не крутит педали. На сооружение места на
велопарковке нужно лишь 5 % средств, необходимых для одного автомобильного
паркоместа. А полоса шириной 3,5 м может пропустить за час 16 тыс. байков и
лишь 2 тыс. машин.
“Весь мир продвигает велосипед как транспорт прежде всего из-за
проблем с экологией и недостатком городского пространства”, - объясняет Калле
Ваисмаа, финский эксперт Центра исследований транспорта Технологического
университета в Тампере и один из авторов книги Лучшие европейские практики в
популяризации велосипедов и ходьбы.
Безбензиновый рай
Велосипедный стаж 41-летнего Марка ван Вуденберга из Амстердама
насчитывает 38 лет. Для его соотечественников это неудивительно: в Нидерландах
байки давно и прочно вошли в повседневность горожан. Только по Амстердаму с
населением 760 тыс. человек “бегают” 885 тыс. байков.
Вопрос об особенностях велосипедной культуры голландцев ван
Вуденберг, маркетолог и автор урбанистического блога Amsterdamize, воспринимает
с улыбкой: “Это словно рассуждать о том, как здорово, что из крана течет вода”.
Он говорит, что горожане седлают велосипеды по любому поводу,
будь то выезд в гости или на вечеринку, поход в магазин, школу или на работу. К
слову, в офисы так добираются 40% местных жителей.
К тому же, отмечает ван Вуденберг, у велосипедов в Нидерландах
нет социального статуса: ими пользуются все, независимо от возраста или
достатка.
Такая же картина и в Берлине, который замыкает пятерку лучших
в мире городов для велосипедистов: на каждые десять человек здесь приходится
семь велосипедов.
Кристин Леписто, владелица компании Chemical Safety Consulting,
рассказывает, что двухколесный транспорт предпочитают и бизнесмены в костюмах, и
девушки в юбках и на каблуках.
“Велосипед как способ добираться на работу здесь в почете”, -
отмечает Леписто. У нее самой целый велопарк: легкий велосипед для поездок по
городу, спортивный - для загородных выездов и тандем, на котором они часто
ездят вдвоем с мужем.
Городские условия ее увлечению способствуют: весь Берлин испещрен
велодорожками, специальные светофоры позволяют велосипедистам начинать движение
на перекрестках раньше автомобилей, а бесплатных велопарковок здесь гораздо
больше, чем автомобильных. Причем весь общественный транспорт приспособлен для
перевозки байков, что облегчает дальние поездки.
Сегодня все больше городов мира пытаются приблизиться к образцу
велосипедной Европы: в топ-двадцатку самых комфортных для приверженцев байков мест
уже вошли улицы семи неевропейских городов - американских Портленда, Сан-Франциско
и Нью-Йорка, канадского Монреаля, мексиканской Гвадалахары, бразильского
Рио-де-Жанейро и японского Токио.
Вслед за Европой, где около 70 городов имеют приоритетные для
велосипедистов зоны с ограничением скорости автомобиля до 30 км/ ч, аналогичную
практику внедрили десятки городов за океаном.
“Городской совет во главе с мэром Ванкувера Грегором Робертсоном
потратил миллионы долларов на отдельные велодорожки и парковки в центре города. Теперь ездить удобно и
безопасно”. Джо Нильсон
Тем временем в велосипедные лидеры Северной Америки, которая
традиционно считается вотчиной автомобилистов, за последние годы вырвался Портленд.
Чтобы до 2030 года увеличить долю велопутешествий среди портлендцев на 25%,
местные власти выделили $ 600 млн. За этот срок в городе появится 1,1 тыс. км
новых велодорог.
Наверстать упущенное пытается и Нью-Йорк, где за последние
пять лет построили около 400 км велополос. Сейчас местные власти впервые
создают систему общественного велопроката, которая к 2013 году будет насчитывать
10 тыс. велосипедов и охватит весь город. Первые 420 из 600 стоянок этой
системы были открыты в мае 2012 года.
Велопрокаты - один из главных атрибутов удобного велогорода -
становятся все более популярными и в тех регионах Европы, где это движение до
сих пор не было слишком распространено.
Самая большая из таких систем, позволяющих за небольшую сумму
пользоваться байками, действует в Париже. Прокатная сеть Velib, созданная в
2007 году, сегодня насчитывает почти 1,5 тыс. пунктов проката и 20 тыс. велосипедов.
Прокатиться на общественном велосипеде могут туристы за разовую плату и
обладатели долгосрочных парижских проездных Navigo, действующих также в метро и
пригородных поездах.
Цель Vеlib - заставить парижан отказаться от поездок на автомобилях
на короткие расстояния. И французская столица отказывается: с помощью сети прокатов
парижане совершают 135 тыс. велопоездок в день, а количество велосипедистов
растет в среднем на 30% за год.
К такой системе с 2010 года пришел и Лондон. Андреас Камбанис,
автор блога Cycling London [Велосипедный Лондон], называет городской велопрокат
одним из самых эффективных и полезных улучшений местной велоинфраструктуры за
последние годы.
Впрочем, главное, что отличает ведущие велогорода мира, это
вовсе не километры дорожек и сотни парковок, а статус двухколесного транспорта
на дороге.
“Велосипедисты хорошо защищены, - рассказывает житель
Амстердама Ян Виллем Ден Бестен. - В случае ДТП водителям крайне сложно
приписать вину велосипедисту. Да и автомобилисты бережно относятся к байкерам”.
Недаром Амстердам наряду с Берлином и Барселоной - лидер
личного рейтинга велогородов Марии Завирюхиной, основательницы киевского
велоклуба Velotour. Вместе с группами украинских туристов она проехала немало
дорог мира, особо впечатлившись столицей Каталонии, где на узеньких улочках
водители не обгоняют велосипедистов.
“Я как-то ехала в центре Барселоны, оборачиваюсь - а за мной
собралось два квартала машин, и никто даже не посигналит”.
Завирюхина.
Тише едешь - дальше будешь
Безопасность передвижения, которую дает грамотно организованная
велоинфраструктура, - лучший стимул крутить педали, убеждены эксперты.
“Если велосипед воспринимается как опасный вид транспорта и
объективно таким является, большинство людей не будут им пользоваться”. Ван Вуденберг.
Это именно та ситуация, что сложилась сегодня в Украине, отмечает
глава Ассоциации велосипедистов Киева Ирина Бондаренко. На стене в ее офисе -
карта Киева, где отмечены 17 магистральных веломаршрутов, которые должны были
появиться в столице за 2010-2012 годы. Предполагалось, что они охватят более 60
улиц, а их общая протяженность составит 160 км.
Однако пока велодорожки Киева можно пересчитать на пальцах
одной руки, причем большинство из них, по словам Бондаренко, слишком узкие, не имеют
съездов с бордюров, обрываются на перекрестках и де-факто являются “огрызками”
веломаршрутов.
Лишь первые шаги в развитии велоинфраструктуры делают Винница,
Ужгород, Евпатория, Луцк, Черкассы и Львов.
Неудивительно, сетует Бондаренко, что при растущем количестве
обладателей велосипедов в Украине большинство байков пылятся на балконах до
выходных, а по городу велосипедисты передвигаются, как правило, в полной спортивной
экипировке: с одной стороны, это дань требованиям безопасности, а с другой -
свидетельство того, что украинцы пока не видят в велосипедах ежедневный
транспорт.
Но международные урбанисты и транспортные специалисты
убеждены, что растущая популярность велосипедов “на каждый день” - неотвратимый
мировой тренд.
Польский эксперт Петр Куропатвинский, доктор экономических
наук, преподаватель Гданьского университета и вице-президент Европейской
федерации велосипедистов, напоминает, что 50 % автомобильных поездок совершаются
на “велосипедные” расстояния до пяти километров, тогда как в пробках мегаполисов
теряется и время, и топливо.
“Пришло время найти приемлемый для человека и окружающей
среды, негабаритный способ передвижения, что вполне обеспечивает велосипед -
как самостоятельно, так и в связке с общественным транспортом, особенно метро и
пригородными поездами”, - уверен Куропатвинский.
Поэтому, считает он, для “начинающих” велогородов - в том
числе польских и украинских - принципиально важны не косметические велополосы,
а смена всей концепции городского движения, которая на равных правах включила
бы в себя велосипедистов.
Авторы же мирового рейтинга велогородов Copenhagenize Index
очерчивают перспективу оптимистично, напоминая, что тренд подхватили главные
мировые столицы.
“Если Нью-Йорк взлетит [в развитии велосипедного движения],
как Париж или Лондон, мы увидим эффект домино по всему миру”, - резюмируют
эксперты Copenhagenize Index.
Самые
велосипедные
Топ-10 городов, где велосипедисты чувствуют себя наиболее комфортно
1.
Амстердам
(Нидерланды)
Баллы:
54
Население:
790 тыс.
Общая
протяженность городских велодорожек: 400 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 36%
Система
городского велопроката: работают несколько небольших пунктов проката
Количество
велосипедов в системе: -
Количество
станций проката: -
2.
Копенгаген
(Дания)
Баллы:
52
Население:
552 тыс.
Общая
протяженность городских велодорожек: 350 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 37%
Система
городского велопроката: Copenhagen City Bikes
Количество
велосипедов в системе: 2.000
Количество
станций проката: 110
3.
Барселона
(Испания)
Баллы:
45
Население:
1,6 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 160 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 2%
Система
городского велопроката: Bicing
Количество
велосипедов в системе: 6.000
Количество
станций проката: 400
4. Токио (Япония)
Баллы:
41
Население:
13,2 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: н/д
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 13%
Система
городского велопроката: работают несколько небольших пунктов проката
Количество
велосипедов в системе: -
Количество
станций проката: -
5. Берлин (Германия)
Баллы:
41
Население:
3,5 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 620 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 13%
Система
городского велопроката: Call-a-Bile
Количество
велосипедов в системе: 1.300
Количество
станций проката: 75
6. Мюнхен (Германия)
Баллы:
40
Население:
1,4 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 1.200 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 17%
Система
городского велопроката: Nextbike
Количество
велосипедов в системе: 300
Количество
станций проката: 30
7. Париж (Франция)
Баллы:
39
Население:
2,2 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 440 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 3%
Система
городского велопроката: Velib
Количество
велосипедов в системе: 20.000
Количество
станций проката: 1.800
8. Монреаль (Канада)
Баллы:
38
Население:
1,6 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 400 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 2%
Система
городского велопроката: BIXI
Количество
велосипедов в системе: 5.120
Количество
станций проката: 411
9. Дублин (Ирландия)
Баллы:
37
Население:
527 тыс.
Общая
протяженность городских велодорожек: 200 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 4%
Система
городского велопроката: Dublinbikes
Количество
велосипедов в системе: 550
Количество
станций проката: 44
10. Будапешт (Венгрия)
Баллы:
36
Население:
1,7 млн
Общая
протяженность городских велодорожек: 170 км
Доля
поездок на работу, совершаемых на велосипедах: 5%
Система
городского велопроката: BuBi**
Количество
велосипедов в системе: 1.000
Количество
станций проката: 75
Быстро и полезно
Ученые доказали: передвижение по городу на велосипеде позволяет сэкономить время
и укрепить здоровье
6 кг в среднем теряет человек за год с момента предпочтения автомобилю
велосипеда в качестве основного вида транспорта
На
месте парковки одного автомобиля можно
припарковать 20 велосипедов
Люди,
которые ездят на велосипеде в течение 30
минут пять дней в неделю, проводят на больничных в два раза меньше времени, чем те, кто ведет малоподвижный образ
жизни
Езда
на велосипеде позволяет сжечь 600 ккал в
час
В
часы пик велосипеды движутся на 50%
быстрее автомобилей
Комментариев нет:
Отправить комментарий